Абдул-Кадир Гилани

ТИТУЛ – ПСЕВДОНИМ

Абдул-Кадир – имя, где “абд” означает “раб”, а Кадир – одно из имен Всевышнего Аллаха, которое можно примерно перевести как “сильный”, “могучий”, “на все способный”, “все-могущий”. Гилани- имя по происхождению Шейха – город Гилан (Иран).
Гаусул-Азам – дословный перевод – высшая помощь, принесший помощь, облегчение.
Султан аль-Аулия – Султан Святых. Этот титул говорит о несомненном духовном пре-имуществе его обладателя над остальными (святыми).
Мухьи д-Дин-«Принесший Возрождение Религии».
Аль-Хасани Аль-Хусейни – человек с этим титулом имеет благороднейшее происхождение – он является потомком внуков Посланника Аллаха (мир ему). Родители достопочтенного Шейха Абдулкадира Гилани (да пребудет с нами его баракат) являются потом-ками Пророка (мир ему).
Отец Шейха, Саид Абу Салех Муса (Абдулло) – по происхождению «Аль-Хасани», то есть прямой потомок Имама Хасана, внука Пророка.
А мать Шейха, Умм-аль-Хайр, по происхождению «Аль-Хусейни», (потомок Имама Хус-сейна, да будет доволен ими Аллах).

БИОГРАФИЯ

Абдул-Кадир Гилани (его полное имя Мухиддин Абу Мухаммад бин Абу Салих Зенгид-ост) родился в 470 /1077 г в Иране, в городе Гилан, где с раннего детства он обрел любовь к мудрости, а также большое уважение к обучению как к важнейшему труду. Он испытывал глубокое почтение к ученым, восхищался их глубиной философского и религиозного знания. Ему нравилось учиться с детства. Получив начальное образование на Родине, в восемнадцатилетнем возрасте Гилани приехал в Багдад.
В Багдаде он продолжил свое религиозное образование у различных, принадлежавшим к великим таджикско – персидским духовным учителям. Арабские ученые проявляли боль-шой научный философский интерес к открытиям лидеров персидского духовного разви-тия. Это был пример истинного диалога культур. Гилани глубоко постигал истины и мудрость великого Корана, хадис, фикх, тафсир, такие основные науки о развитии циви-лизации, как историю, философию, культуру, языки.
Шейх Абдул-Кадир великолепно овладел этими системами знаний. Через Абуль-Хайр Мухаммада бин Муслима Даббаса он встал на путь тасаввуфа и надел хирку тариката.
Затем Гилани уехал из Багдада и 25 лет прожил отшельником, странствуя по пустынным районам Ирака. В 1127 году, достигнув пятидесятилетнего возраста, он вернулся в Багдад и начал проповедовать в общественных местах. По Воле Всевышнего, под влиянием лек-ций достопочтенного Шейха, люди тысячами принимали Ислам, а грешники каялись. Многие ученые и государственные деятели стали его муридами.
Невозможное становилось реальным, даже враги Ислама превращались в добропорядоч-ных мусульман и послушных учеников Шейха. Была возрождена тенденция осознания людьми настоящих ценностей – ценностей духовных. Согласно его учению, необходимо завершить свой собственный путь нравственного развития, достичь высокого уровня ду-ховного совершенства, затем жить и работать среди людей, творить добро для других. Персидско-таджиксий пир и шейх Абдулкадир Гилани снискал большое уважение также и среди других народов Востока: в арабском мире, исторической общности Северного Кавказа, а также среди народов тюркской языковой группы.
Мне необходимо отметить, что язык фарси был важнейшим в истории культуры этих народов, особенно в тюркской среде. Язык фарси — это язык литературы, распростра-ненный на обширной территории, охватывающей Иран, Афганистан, Закавказье, Сред-нюю Азию, Индию. Выдающиеся литературные произведения таджикско-персидских ав-торов, поэтов-философов хорошо знали и переводили на тюркские языки.
Среди них были величайшие суфийские пиры, наставники, снискавшие уважение и вы-соко почитаемые в мире, освещавшие пути развития тюркоязычных народов силой своей веры и таланта, мудростью религиозной мысли – Гилани и Руми, воплотившие в своей поэзии культуру всего мусульманского региона и выразившие в ней с небывалой силой «величие человеческого духа в его бесконечном стремлении к совершенству».
Так писал великий Руми, размышляя о смысле и космосе человека и личности, истинном величии ее идеалов: «Ты ищешь удовольствий в сладостном – что за нелепость! Ведь ты – море постижений, скрытое в капле росы, ты – Вселенная, таящаяся в теле длиной в пол-тора метра».
В настоящее время особенно сильны позиции учения тариката Кадирии (Абдулкадир Ги-лани) в Западной и Северной Африке, Судане, Ираке и в других арабских странах, Се-верного Кавказа. В настоящее время в этих странах, также как и в России большинство имамов, заместителей имамов, советников муфтия, большие духовные учителя Корана, фикх, хадис и других принадлежат к таджикско-персидской исторической общности.
Братство “Кадирия” знаменито ритуалом громко зикра. Зикр состоит из трех частей и чте-ния касиды ал – Барзанджи в прославление Пророка, рецитации обязательных молитв и хорового прославления (мадаих) патрона братства, завершающегося наставлениями чле-нам обители.
Эмблема “Кадирийа”- зеленая роза с тремя рядами лепестков (5-6-7, соответственно озна-чающих- пять столпов ислама, шесть основ веры и семь слов в формуле зикра). Последо-ватели, начиная с Ибн Араби, называли его «Кутуб» (Величайший ученый) и «Инсан-камил» (Совершенный человек) и до нашех дней.
Шейх Абдул-Кадир обладал многими караматами, о нем известно огромное количество удивительных историй, о них рассказывают различные источники персидской религиоз-ной литературы, переведенные на многие языки мира, что свидетельствует о глубоком диалоге культур.
О высочайшем предназначении Абдул-Кадира Гилани стало известно еще в раннем дет-стве. В месяце Рамазан днем он отказывался от материнского молока. Весть о том, что в семье Ошрафов родился мальчик, который в грудном возрасте соблюдает пост, распро-странилась по всей округе. А в следующем году, когда из-за тумана возникли трудности с определением начала месяца Рамазан, горожане пришли к матери маленького Абдул-Кадира, чтобы узнать, берет ли он грудь в этот день. В тот день Абдул-Кадир соблюдал пост, и позже выяснилось, что начало Рамазана приходилось именно на этот день.
В дальнейшем выявилось еще немало таких признаков богоизбранности Абдул-Кадира.
Однажды ночью Абдул-Кадиру приснился Пророк (мир ему). Он спросил у алима, поче-му тот не выступает с проповедями. Абдул-Кадир ответил: «О Посланник Аллаха, я ведь аджами (не араб). Как я могу выступать перед талантливыми алимами Багдада?» Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) открыл его рот, дунул туда семь раз и повелел ему проповедовать. Вначале его проповеди слушали два-три человека, затем стало прихо-дить все больше и больше людей. Впоследствии мечеть уже всех не вмещала, и он стал выступать на пустыре, на окраине города. В конце концов, слушать его проповеди стало приходить более семидесяти тысяч человек.

ДАТА СМЕРТИ

Всевышний Аллах возвеличил Абдул-Кадира истинным Исламом. Аллах одарил его прямотой в служении, следованием науки (Шариату), связал имя шейха с «золотой цепью» Пророка, да благословит Его Аллах и приветствует, возвеличил его, дав караматы.
Все алимы того времени единодушно признавали его величайшим из людей, живущих в то время.
Шейх умер в 562/1166году, в возрасте девяносто одного года, и был погребён в Багдаде. Мавзолей Абдул-Кадир Гилани стал одной из главных святынь Багдада.

Руководитель комитета просвещения «Федерации мигрантов России», Хайриддини Абдулло.

Вам также могут понравиться