Алишер Навои

Алишер Навои – поэт музыкант, художник, архитектор и государственный деятель.
В 1441г., 9 февраля, в столице Хорасанского государства Герате (совр. Афганистан) в семье садовника падишаха Гиясиддина Кичкинэ родился мальчик, которого назвали Алишер.

Поэтический псевдоним «Навои», что значит «мелодичный», поэт взял позже. На мелодичном, музыкальном языке фарси поэт творил под псевдонимом Фани (бренный). Однако свои главные произведения Алишер создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке (старотюркский). Его творчество дало мощный стимул эволюции литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской, и воспринявшей её традиции – узбекской и уйгурской. В конце жизни Алишер Навои стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках: персидском (фарси) и чагатайском (тюрском). Для туркоязычного народа Алишер Навои считается первым человеком, который возвел национальный чагатайский язык в ранг мировых литературных языков.

Низамаддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов. Мать его родом из Кабула (Афганистан). Дядя Алишера — Абу Саид — был поэтом; второй дядя — Мухаммад Али — был известен как музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей.
Навои учился в Герате, в Мешхеде и Самарканде вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой, дружеские отношения с которым сохранил на всю жизнь. Живя в Мешхеде Алишер изучал такие науки, как математика, законодательство, астрономия и стихосложение на персидском языке. Его дни протекали в трудах, тяжело и одиноко. В одном из посланий к Сайиду Хасану, поддерживающему его в этот трудный период жизни, Навои пишет, что ему негде жить, нечем питаться, некому преподносить свои стихи. Но именно в эти нерадостное время произошла первая встреча поэта с Абдуррахманом Джами, ставшим его верным другом и наставником в творчестве.

В сложившейся ситуации Навои довелось уехать в Самарканд, знаменитый своими учеными, медресе, обсерваторией. Два года поэт учился в медресе ученого-законоведа и арабиста Фазуллаха Абуллайса. Среди учителей Навои был Джами — в дальнейшем друг и единомышленник поэта. Писать стихи Навои начал в возрасте 15 лет. Именно в Самарканде материальное положение Навои значительно улучшилось, и, что гораздо важнее, Алишер впервые стал вникать в государственные дела, обретать опыт управления державой.

В 1469 г. Хусейну Байкаре все-таки удалось занять гератский престол. По его просьбе Навои был допущен ко двору султана. В один из праздничных апрельских дней поэт преподнес султану свою касыду «Новолуние», в которой искренне поздравил его с восшествием на престол. В знак благодарности Навои получил должность хранителя печати. С этого времени начинается его бурная, активная общественно-политическая и культурная деятельность. Ранний период службы Навои при дворе отличался тем, что правитель наделял его большими полномочиями. В феврале 1472 г. ему был присвоен титул эмира, и он был назначен главным визирем. В качестве политика и общественного деятеля поэт постоянно ездит по стране, исполняя свои обязанности.

Навои оказывает протекцию и материально поддерживает учёных, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нём в Герате формируется кружок учёных и творческих людей, в который, в числе прочих, входили и сам, и Джами, и султан, писавший стихи под псевдонимом Хусайни, а также историки Мирхонд, Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Бехзад, архитектор Каваш-эдин. По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил возведены медресе, ханака, библиотека, больница и многочисленные общественные и культурные здания. В 1476 году Навои подал в отставку, по-прежнему оставаясь приближенным султана, который доверял ему важные дела в Герате, а в период охлаждения их отношений — в Астрабаде. В 1476 г. Алишер ради осуществления своего высокого замысла освободился от должности визиря. Но придворная клика ненавидела его. Навои же, в свою очередь, не мог скрыть своего презрения к низкопоклонничеству и коварству, царившим среди приближенных султана.

Когда Алишер учился в Герате, Мешхеде и Самарканде, среди его учителей был сам Джами, замечательный персо-таджикский поэт. Алишер Навои был воспитан на фарсиязычной поэзии того блистательного периода ее развития, который дал миру Низами, Амира Хусров, Фирдоуси, Унсури, Саади и его учителя Джами. Навои в совершенстве овладел техникой и образным строем классической персидской поэзии. Однажды мудрый Джами дал своему ученику мудрый совет: «В истории персо – таджикского народа огромное количество национальных учёных, поэтов, писателей. Если хочешь достичь славы, твори на своем родном чагатайском языке и переводи персидские книги на турецкий язык». Алишер Навои последовал совету своего друга и учителя. Но положение осложнилось тем, что у тюркоязычного народа не было своей письменности. Тогда Алишер Навои обратился за советом к своему учителю Джами. И мудрый персидский поэт Абдурахман Джами предложил чагатайскому поэту использовать персидский алфавит для написания текстов на тюрском языке. Несмотря на то, что тюркский язык лишен музыкальности, которая лежит в основе поэзии, Навои преодолел этот барьер, стал творить свои поэтические шедевры на родном чагатайском языке и переводить персо-таджикскую литературу на тюрский язык.
Так Алишер Навои стал гением тюркоязычной литературы.

Лирика поэта

Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений — диванов (сборников стихов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создал оригинальные произведения.
Лирическое наследие поэта огромно. Известно 3150 его произведений в жанре газели, диваны, которые он писал, как на фарси, так и на чагатайском языках.
Гуманистический универсализм Навои сказался в обширности и многообразии его творческого наследия. Его лирические стихи – газели собраны в большой сводный диван «Сокровищница мысли», распадающийся на четыре цикла: «Чудеса детства», «Редкость юности», «Диковины среднего возраста» и «Последние советы старости». Сюда же примыкают стихотворения более сложных форм, созданные на основе газели, — ухаммасы, мусаддасы, местезады, а также кыты, рубаи. Навои написал свою «Пятерицу» (Хамса), куда входят «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Стена Искандара». Им также написана философская поэма «Язык птиц» в подражание книге знаменитого поэта Аттара. Перу Алишера Навои принадлежат и литературоведческий труд «Собрания утонченных», и труд по поэтике «Вес размеров», труд по лингвистике «Спор двух языков», исторические сочинения «История царей Аджама», «История пророков и ученых», а также философские трактаты, биографии ряда его современников и многое, многое другое.

Как лирический поэт Навои был учеником таджикский персидских классиков. Как он сам говорил:
Я — не Хосров, не мудрый Низами,
Не шейх поэтов нынешних – Джами.
Но так в своем смирении скажу:
По их стезям прославленным хожу.
(Алишер Навои)

Так случилось в жизни Алишера Навои, что преимущественно его учителями в области наук и в области литературы стали персы. Навои перевел книгу «Арбаин» (Сорок-хадисов), сорок четверостиший учителя Джами с фарси на тюркский язык. Таким образом книга «Арбаин» Джами в переводе Алишера Навои на чагатайский язык стала доступной для тюркоязычного народа. Джами и Навои в течение многих лет связывала большая творческая дружба. Алишер Навои посвятил своему учителю, и духовному наставнику персидскому поэту Джами прекрасные и удивительные по своей восторженности строки:
Джами – в сиянии вождь людей благочестивых,
Подобен кубку, совершенному от линий зримых,
Он близок мне и правит мною, с тёплой добротой,
К нему склоняюсь я, он и наставник, и учитель и мой.
Наполнен мир всем тем, что он народу написал,
Собрания стихов и сочиненья в прозе он создал.
От хиджрата восемьсот и восемьдесят шесть лет прошло,
Сказал народ, что вновь Джами сияние взошло.
Нет, это больше дара, “Арбаин” собою удивляет,
Стихи его на языке фарси, святое в прозе украшают.
Безбрежием души все сорок назиданий расцветали,
И сердцем наслаждаясь ими, люди цели достигали.
Но наслаждались люди “Арбаин” лишь на языке фарси,
А тюрки с пользою постичь стихи те не могли.
Тогда я цель поставил пред собою: для этого народа,
Переложу стихи, не пропустив из “Арбаина” ничего.
И мой порыв сложить стихи на тюркском языке –
Он поддержал как друг, дав благословение мне.
Промчался день в трудах, второй догнал его,
“Чихил хадис” я написал до срока своего.
Цель добрая моя, достигла своего свершения,
Итог – стихи, на них лежит его благословение.
Мой шах, надёжная опора Шариата,
Почтеньем украшающий заветы Мухаммада,
Надеюсь, строки мною сложенных стихов,
Оставят в сердце отпечаток ясных слов.
И с наслаждением святую прозу постигая,
Познает вновь её, стихами правду обретая.
И вслушавшись сегодня в строки назидания,
Поймёт, что стражник преподнёс ему позна.
(Алишер Навои) (Перевод Л. Пеньковского)

Дружба двух поэтов является воплощением в жизнь наставления Великого Пророка (Мир Его), который сказал: «Не является мумином (правоверным) ни один из вас, кто ближнему не позволяет то, что позволяет самому себе». Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден «Накшбанди», и был последователем этики суфия.

Признание

Алишер Навои, поэт с мировым именем, принадлежащий мировой культуре является символом патриотизма и преданности своему языку, своей национальной культуре. Поэт доказал, что в поэзии можно создавать гениальные произведения, даже если язык не обладает изысканной музыкальной мелодичностью: «Выходящие из народной среды талантливые поэты не должны выявлять свои способности на персидском языке, и пусть стараются писать на своем (тюркском) языке, несмотря на то, что он груб». Творчество Алишера Навои пользуется в народе широчайшей популярностью. Тюркоязычный народ в честь Навои создал множество памятников, библиотек, школ, его именем названы города, улицы, парки, станции метро в каждой тюркоязычной стране. Своим национальным героем считают его все тюркоязычные народы: турки азербайджанцы, татары, киргизы, узбеки, туркмены, казахи, калмыки, уйгуры, каракалпаки, лакаи, калуги, кунгуроты…
Алишер Навои в 3- января 1501 года скончался. В похоронах его приняли участие огромные толпы охваченного скорбью населения Герата.

Руководитель комитета просвещения ФМР, ХАЙРИДДИН АБДУЛЛА

Вам также могут понравиться