Есть ли разница между суфиями и суннитами

Ответ: Слово «тасаввуф» (суфизм) стало причиной для непонимания и разногласий, многие неравнодушны к нему, и это целенаправленная работа. Как говорят, прежде чем принять какое-то решение, нужно понимать, что мы называем тасаввуфом. Так что же мы называем тасаввуфом, чтобы понять – хорошо это или плохо? Тасаввуф, который знали наши прежние имамы из салафов, начиная от Хасан аль-Басри и заканчивая нашими наставниками, у которых нам довелось обучаться – это наука, которая занимается усовершенствованием третьей основы нашей религии – Ихсан.
Наука «Фикх» занимается четырьмя основами Ислама: Намаз, Пост, Закат и Хадж, и всем, что связано с ними. Наука «Тавхид» (Единобожия), которую впоследствии стали называть акыдой (а слова «Акыда» не было во время сподвижников и табиинов, но тем не менее, её так называют) – занимается изучением и разъяснением шести столпов Имана, второй основы нашей религии.
Наука «Тасаввуф» занимается изучением правил и поведения, с помощью которых раб Аллаха совершенствуется и достигает третьей основы нашей религии – и это Ихсан (искренность). Если мы отвергнем науку Тасаввуф, являющуюся основой нашей религии, очищением сердца, достижением степени искренности – мы отвергнем самую важную основу нашей религии. Давайте посмотрим: судя по определению, это очень важный вопрос и велика та степень, к которой мы должны стремиться. В связи с этим у нас возникают вопросы: Откуда это название? Откуда произошло название «Тасаввуф»? Во время Пророка (Мир Ему) ведь не было же слова «Тасаввуф»? Ну что это за вопросы? Я просто не хочу назвать это постыдным невежеством, так как люди, обладающие знаниями, не придираются к названиям. Назови как хочешь, если это название не является запрещённым. Важно не название, а то, что подразумевается под ним. Науки под названием «акыда» не было во время Пророка (Мир Ему) и сподвижников, науки «усуль» также не было во время Пророка и сподвижников, науки под названием «таджвид» о способах чтения Корана также не было во время Пророка (Мир Ему) и сподвижников, также и науки под названием «Ильм аль-Джархи ва Таъдиль», с помощью которой мы различаем достоверность или слабость хадисов, праведность цепочки их передатчиков, не было во время Пророка (Мир Ему) и сподвижников.
Происхождение слова «Тасаввуф»
Отсутствие того или другого названия во время Пророка (Мир Ему) и сподвижников – не является достаточным основанием, чтобы опровергнуть ту или иную науку. Откуда же пришло это название? По некоторым данным, оно пришло от слов «Ахлю Суффат». По другим данным от слова «Суф» – шерсть, одежды которую они носили. Во время табиинов, когда люди стали основное внимание уделять мирскому, увлекаясь роскошью в одежде, в еде, в жилье и транспорте, они отреклись ото всего этого. Самой дешѐвой одеждой того времени была шерсть.
Богатые мутрафуны избегали ношения шерстяной одежды: они одевали красивую и дорогую одежду, а шерсть оставляли бедным и нищим. Но благородные имамы, которые отреклись ото всего мирского и искренне служили Аллаху, предпочли надевать самую дешёвую, шерстяную одежду, отказавшись от роскоши. И люди называли их «суфиями».
Вот теперь мы поняли, что такое суфизм и откуда пришло это название! Значит, нет места для упрёка ни в названии суфизм, ни в самой сути суфизма. После этого остаётся один вопрос: а были ли суфиями прежние праведники (Салафу салих) из Ахлю-с-Сунна вааль-Джамаа? И есть ли разница между Ахлю-с-Сунна и суфиями?
Суфии – они и есть Ахлю-с-Сунна вааль- Джамаа! Люди, которых мы называем сегодня суфиями – они и есть Ахлю-с-Сунна вааль-Джамаа. Если вы заглянете в комментарии имама ан-Навави к «Сахих аль-Муслим», то увидите, что когда он приводит цепочку передатчиков и желает подчеркнуть праведность или превосходство одного из них, то указывает на то, что тот был суфием. Если вы откроете книгу «Сифату сафва» (или по-другому её называют «Сафвату сафва»), автором которой является Имам Хафиз ибн аль-Джаузи, то увидите, что он привѐл там биографии суфийских шейхов, начиная с тех, которые жили в первом, втором и третьем столетии по хиджре. Он сделал их и их биографии маяками, чтобы мы следовали за ними! А если вы заглянете в книгу «Сияр а`лям ан-нубаляи» Имама Хафиза аз-Захаби, то найдёте в ней биографию всех шейхов тариката. Салафу салих (праведные предшественники) придерживались тариката! Когда они хотели указать на чьё-то превосходство, то они подчеркивали, что он – суфий! Ибн Таймийя написал книгу «Ас-Суфия валь-Фукара», также он выделил две главы в книге «Фатава» суфизму. У Ибн Кайима тоже есть книга о суфизме, он назвал её «Мадариджу Ссаликин фи шархи Маназили Ссаирина». Говоря кратко, суфизм является сутью Корана и Сунны Пророка (Мир Ему). Это очищение сердца от отрицаемых качеств и познание Аллаха.
Чтобы узнать, обладают ли суфии подобными знаниями, нужно понять: какую роль они сыграли в исламской науке. Если говорить об исламских науках, то вот факты: все великие имамы были суфиями! Чтецы Корана не смогут привести цепочку передатчиков ни одного из семи способов чтения Корана, если исключат из них суфийских шейхов. Все цепочки чтения Корана, распространённые в Египте, сходятся на великом имаме Шейхуль Исламе Закарие аль-Ансари. Все чтецы, рассказывая о цепочке передатчиков своего чтения, сходятся на Закарии аль-Ансари. Закария аль-Ансарий является одним из великих имамов тасаввуфа. У Шейх уль Ислама Закария аль-Ансарий есть книга, в которой он разъяснил «Рисалатуль Кушайрия», а это – книга, которую называют каноном Тасаввуфа. Ни один из передатчиков хадисов, приведённых в шести самых известных и достоверных сборниках, не сможет привести цепочку передатчиков, минуя имамов тасаввуфа. Если сегодня мы допустим сомнения в отношении этих суфийских шейхов и имамов, через которых мы и получили Коран и Сунну, то завтра будем сомневаться и в истинности самого Корана и Сунны – да сохранит нас Аллах от подобного! Итак, суфии – люди, которые сыграли самую значительную роль в сохранении и передаче Корана и Сунны Пророка (Мир Ему). Если посмотришь на толкователей хадисов, то увидишь, что среди толкователей шести известных сборников нет толкователя, не связанного с суфиями. Ибн Хаджар аль-Аскалани, автор «Фатхуль Бари» – самого известного толкования «Сахих» аль-Бухари – является автором биографии Абдулькадира аль-Гилани: в ней описаны его караматы, состояния и старания, то, чем он занимался. Она издана и является известной.
Имам ан-Навави, написавший толкования к сборнику «Сахих аль-Муслим», был одним из великих имамов, у которых была крепкая связь с суфиями. В его биографии приведено, что к концу жизни он находился в Дамаске и преподавал в Университете «Дар уль-Хадис», к нему пришёл один суфийский шейх и сказал: «О имам! Если хочешь, уезжай в Нава (на родину), воистину, приблизился твой конец». Он прислушался к словам этого праведного шейха и уехал в Нава. Не прошло и нескольких дней, как он перешёл в милость Аллаха. Ему было 44 года. Тут может возникнуть вопрос: как шейх узнал о приближении его конца? Неужели они знают тайное? Абсолютную тайну Аллаха не знает никто, кроме самого Всевышнего. Но Всевышний даёт знать из Своей абсолютной тайны определённую часть тому, кому Он пожелает. Ведь сказано: «Берегитесь проницательности муъмина, поистине, он видит нуром Аллаха». Это в области науки.
Что касается области сражений (Священный война на пути Аллаха), то руководителями и имамами всех сражений, которые мусульмане вели против притеснителей и завоевателей, были имамы суфиев. Кто освобождал Иерусалим? Кто организовал поход по его освобождению? Это Салахудин аль-Аюби. Он построил суфийские учебные центры на горе Косён в Сирии, чтобы подготовить освободителей на пути Аллаха. Салахудин аль-Аюби и Нуруддин Занки проложили путь освобождения мусульман – на основе книги «Ихья улумуддин» (Имам аль-Газали), в которой нет ни одной главы, посвящённой войне. Но они знали, что причиной унижения мусульман и их неспособности защищать себя, является любовь к мирскому и боязнь смерти, как сказано в хадисе. И тогда они взяли книгу, которая исцеляет этот недуг – и подготовили людей к джихаду. Кто был знаменосцем войска, который отразил Седьмой крестовый поход и взял в плен короля Людовика Девятого в Аль-Мансуре? Это был имам Шазилийского тариката Абуль-Хасан Али аш-Шазали. Он был девяностолетним ослепшим старцем, когда взял в руки знамя и вышел на поле боя, а мюриды взяли его за руки и вокруг него собралось большое количество великих ученых, среди которых был великий учѐный Иззу ибн Абдуссалам. Они все находились на поле битвы и взяли в плен французского короля Людовика Девятого. Кто был знаменосцем войск, которые под покровом ночи освободили большое количество мусульман из плена монголо-татар? Это был имам тариката Ахмад аль-Бадави. Кто подумает над этим – тот поймёт истину.
Начиная от первого века по хиджре до наших дней, знамя Священной войны против врагов Ислама не было поднято никем иным, кроме как суфиями! Если говорить о призыве людей к Исламу, то сегодня большая часть исламского мира занимают территории, завоёванные не с помощью сражений, а с помощью мудрого призыва и красивого примера. Кто же распространил Ислам на этих землях, которые занимают большую часть исламского мира? Это были суфии. Распространителями Ислама в южной и юго-восточной Азии были суфии. Если говорить о восточной Африке, то они были шейхами Тариката аль-Алавий. Если говорить о центральной и западной Африке, то это шейхи Тариката ат-Тиджани и других тарикатов. К людям, которые противостоят суфиям сегодня, у меня вопрос: «Где ваш след в развитии нашей общины?». Век суфиев и людей, почитающих суфизм, был веком рассвета Ислама, а наш век, в котором появились люди, отрицающие суфизм и ругающие суфиев, является веком, когда упало знамя Ислама в сердцах многих людей – ещё до того, как оно упадёт в городах! Мы просим Аллаха, что бы Он уберёг нас от вражды и ненависти к Его любимцам и упрёков в адрес прежних праведников ведь в хадисе кудси Аллах говорит: «Я объявляю войну тем, кто враждует с Моими любимцами».

Руководитель комитета просвещения ФМР, ХАЙРИДДИН АБДУЛЛА

Вам также могут понравиться