Фахруддин Ар-Рази

Биография
Абу Абдуллах Мухаммад ибн Умар аль-Хусейн ат-Тайми аль-Бакри ат-Табаристани Фахруддин ар-Рази родился в 1149 году в города Рее. Его родители были из потомства Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах. Отец Фахруддина ар-Рази был хати-бом города Рей, отчего его прозвали Ибн аль-Хатиб (сын хатиба).
Фахруддин ар-Рази является ярким представителем много тысячелетней персоязычной культуры иранского народа. Как и многие персидские учёные он с детских лет изучал Коран, хадис, фикх. Обучение проходило как в доме, где учителем был отец, так и в ме-чети, где существовали отдельные учебные классы типа медресе для детей младшего воз-раста.
От рождения Рази был наделен острым умом и уникальной памятью. Первоначальное знание в области шафиитского фикха, усуль аль-фикха и калама Рази получил от отца и аль-Камала ас-Симнани. А такую науку как философия он постиг под руководством Ма-дждуддина аль-Джили.
По окончанию медресе он продолжил свое обучение у маститых ученых, изучая различ-ные науки: логику, калам, философию, математику, грамматику. В поисках новых знаний ар-Рази посетил многочисленные города Среднего Востока. Фахруддин ар-Рази был сун-нитом и поддерживал акида ашаритом и был суфием.
Наряду с многочисленными достоинствами он обладал талантом проповедника. Пропо-ведовал он не только на арабском, но и других языках. Его особый проповеднический дар захватывал чувства слушателей и вызывал плач. При этом он и сам много плакал. На его меджлисе в городе Герате присутствовали главы различных мазхабов и задавали ему во-просы. И он на каждый вопрос отвечал превосходным образом. Этот особый дар пропо-ведника был у Рази в крови, и передался ему от отца, имама Хатиба.
Его авторитет был столь велик, что по рассказу Шамсуддин ад-Давуди аль-Малики учи-теля всегда сопровождали 300 учеников, факихов и последователей. Фахруддин ар-Рази был‎ ученым, сведущим во многих науках, как в рациональных, так и в науке об ‎основах веры. Он также был профессионалом в области философии, усуль аль-фикха и калама.
Было принято считать местом появления и источником философии Древнюю Грецию. Фахруддин ар-Рази опровергал подобные утверждения. Он доказывал, что корни науки о мудрости, занимающейся поиском существования Бога, отвечающей на вопросы о прин-ципах бытия находятся в Персии, великом Иране.
Скитаясь в поисках знаний по городам Среднего Востока Фахруддин ар-Рази не только учился, но и сам занимался преподавательской деятельностью. Его учениками были пред-ставители разных народов и разных научных школ и религиозных течений.
Ученый полемизировал с мутазилитами, ханбалитами, исмаилитами. Особенно часто ар-Рази полемизировал с каррамитами, которые обвиняли его в отступничестве от ислама и возможно имели отношение к его смерти.
Фахруддин ар-Рази свою научную деятельность посвятил изучению калама и философии. Его попытки сблизить калам и науку о мудрости вызывали активное противодействие со стороны других исламских богословов, из-за чего за ним даже закрепилась репутация вольнодумца.
Ар-Рази служил при дворе гуридских султанов и хорезмшахов. Он основал медресе в Ге-рате, где он и провел последние годы своей жизни.
На склоне лет ученый оставил философию и калам и посвятил последние годы суфизму. В своей книге: «И’тикадату Фиракиль-Муслимина» он написал: «Суфии – это те, кто по-стоянно размышляет. Они очистили свои души от желаний тела, связали сердца помина-нием Аллаха и всегда соблюдают адаб в отношение Аллаха».

Труды
Фахруддин ар-Рази является гордостью не только персо-таджикского народа. Это ученый с мировым именем и гордость всего исламского мира. Он стоит в одном ряду с такими персо-таджикский гениями как Авиценна, Умар Хайям, Фараби, Харазми, Имам Бухари, Газали и др.
Ар – Рази оставил человечеству огромное по своей исторической и научной значимости наследие. Ему принадлежит знаменитый тафсир «Мафатих аль-гайб», известный как «Ат Тафсируль Кабир». Это огромный труд толкования Священного Корана в 30-ти томах, в котором сокрыта мудрость. Тафсир Ар-Рази – уникальный ключ к пониманию Корана, хотя в мусульманском мире он считается несколько отклоняющимся от привычных тол-кований в сторону рационализма.
Наследие Рази содержит его труды в разных областях наук. Это Асас ат-такдис фи ильм аль-калям, Чахардах рисаля, Аль-Арбаин фи усуль ад-дин, Джами аль-улюм, Мухассал аф-кар аль-мутакаддимин ва-ль-мутааххирин, Ар-Рисаля аль-камалия фи-ль-хакаик аль-иляхия, Аль-Мабахис аш-шаркия, Итикадат фирак аль-муслимин ва-ль-мушрикин, Лубуб аль-ишарат и др. Их общее количество около 130 сочинений, из которых 5 посвящены ко-ранической экзегетике, 40 — каламу, 26 — философии, 5 — фикху, 7 — арабскому языку и литературе, 7 — медицине, 5 — талисманам и геометрии, 2 — истории.
А из его книг, оставшихся в рукописи, известны такие как «аль-Маталибуль Алия», «Ак-саму лляззат», «аль-Муляххас филь хикмати валь Мантик», «Шархуль уюн», «Нихаятуль укуль» и множество других.
Свои труды ар-Рази писал на своего родном персидском, а также и на арабском языках.

Дата смерти
Последние годы своей жизни великий персо-таджикский ученый провел в Герате. Он был уважаемым человеком, приближенным ‎Султана Хорезма. Его посещали ученые из разных концов света. А его учениками были выходцы из разных стран. У Фахруддин ар-Рази сложились дружественные отношения с известным ученым Мухиддином ибн Араби, оставившим нам в наследие около 500 книг. Друзья находились в постоянной переписке. Ушел из жизни Фахруддин ар-Рази в 1209 году в Герате.
Мир вписал его имя персо-таджикского ученого в скрижали мировой истории развития научной, философской и религиозной мысли.

Послесловие автора
Знать имена и наследие наших персо-таджикских ученых сегодня долг каждого патриота. Сколько их, внесших неоценимый вклад в мировую историю и мировую науку, и посвя-тивших свои жизни формированию исламской цивилизации, знает только Аллах.
Мы же сегодня должны гордиться своими предками-ариями. Ведь первые больницы, университеты и даже бани построили арийцы, представители персо-таджикского народа, опередив в этом Европу на 900 – 1000 лет. Первые библиотеки, которые насчитывали от одного до четырех миллионов книг, появились у персов в 900-е годы. В Европе же первая библиотека из 900 книг была создана только в 18 веке.
И прежде чем утверждать превосходство западноевропейской культуры, и пытаться навя-зывать народам мира «демократические ценности», европейцам необходимо заглянуть в глубины истории, артефакты которой в виде рукописных трудов персо-таджикских уче-ных из разных областей наук, перекочевали в тайные архивы западных «цивилизован-ных» государств. Не все научные труды по медицине, химии, физике, астрологии, фило-софии и другим наукам удалось уничтожить в 6 веке при поджоге библиотеки, когда дым от пожара в Бухаре распространился на несколько миль и запах гари чувствовался в тече-ние нескольких дней. Таджики должны осознать свою историческую мировую значи-мость.

Руководитель комитета просвещения ФМР, ХАЙРИДДИН АБДУЛЛА

Вам также могут понравиться