Ат-Табари отец мусульманской историографии

Биография
Абу Джа’фар Мухаммед ибн Джарир ат – Табари родился в Персии в конце 224 – начале 225 по годам хиджры, то есть осенью 839 г., в городе Амул провинции Табаристан, на бе-регу Каспийского моря. Сегодня это Иран. По своему происхождению ат-Табари перс из иранской семьи. Его склонность к наукам проявилась уже в раннем возрасте. В семь лет ат-Табари уже знал наизусть Коран. Юношей он увлекся поэзией, серьезно занимался лек-сикографией, грамматикой, этикой, математикой. А такие богословские науки как хадис, фикх, история он изучил досконально. От природы ат-Табари был наделен уникальной памятью, имел острый ум и обладал мгновенной реакцией. Талант, знание, мудрость, упорство позволили Табари основать свою религиозно-правовую школу –джаририйя и написать крупнейшее произведение исламской историографии под названием «Тарих аль-русуль ва-ль-мулук» (в переводе с арабского «Истории пророков и царей»).
В родном городе Амул Табари получил разностороннее образование. Уже в юные годы он понял свое призвание и великий смысл своей жизни: быть ученым, в течение всей жизни получать новые знания и обязательно передавать их другим людям и народам. В таджик-ско-персидской научной традиции существует строгий обычай: обращаться к новым культурным центрам, с целью получения новых знаний, а для ученых – с целью распро-странения важнейших знаний о мире по истории, философии, религии, медицине, точ-ным наукам, филологии. Поэтому таджикско-персидские мудрецы, толкователи, филосо-фы, а также и те, кто хочет стать учеником великих мудрецов и ученых, уезжают из своих родных городов в другие страны и города.
После своих первых занятий в родном городе, как и многие ученые персоязычного мира Табари отправился в путешествие в “поисках знания”. Он много путешествовал по раз-личным городам Халифата. Ат-Табари подолгу жил в Рее, Багдаде, Басре, Куфе, снова в Багдаде, в Сирии и Египте. Его учителями были известные в мусульманском мире масти-тые ученые. Табари стал разносторонним ученым. Помимо наук, где он был особенно сведущ, — истории, фикха, экзегеза, рецитации Корана, — он занимался еще и математи-кой, и медициной. Табари достиг уровня ученого-муджтахида, как Имам А’зам Абу Ха-нифа, Имам Малик, Имам Шафии, Имам Ахмад ибн Ханбал.
Табари обладал глубокими знаниями в области толкования Корана, хадисоведении, фик-хе, логике. Он в совершенстве владел арабским языком. Превосходно знал богословские решения сахабов, табиинов и великих ученых первых поколений.
Также Ат-Табари, основал свою собственную юридическую школу (мазхаб), получившую название ал-джаририйа по имени его отца. Несмотря на то, что существовала ал-джаририйа сравнительно недолго, но расхождения ат-Табари с ханбалитским толком вы-звали неприязнь к нему ханбалитов Багдада. Поэтому иногда ученый-богослов должен был укрываться от возмущенной толпы в собственном доме и опровергать обвинения в ереси.
Ученый ат-Табари на своем долгом и упорном пути к знанию многого достиг. Его руко-водством в жизни было изречение Пророка Мухаммада (с), который сказал: «Стремление к знанию есть долг каждого мусульманина». Но ученый всегда отклонял предложения о принятии какой-либо должности. Был очень скромен, ненавидел лесть, подхалимство и лицемеров. Например, он отклонил предложение занять пост судьи, предложенный визи-ром аль-Хакани. Отказывался ат-Табири также и от подарков, за которые не мог отблаго-дарить.

Табари – «отец мусульманской историографии»
В исламской исторической литературе Табари занимает одно из первых мест, как «отец мусульманской историографии». Великий ученый, толкователь, философ Табари по пра-ву принадлежит к истинным и гениальным продолжателям научных традиций, зало-женных персидскими философами, мудрецами, толкователями, знатоками религии, кото-рые во многих областях стали открывателями научного направления мысли на Земле.
Ат-Табари был плодовитым писателем. Сообщается, что в течение сорока лет он еже-дневно писал по 40 страниц. Он оставил большого количества сочинений по различным наукам на персидском и арабском языках. Важнейшие из них дошли до нас полностью или в больших извлечениях, и изданы в Европе и на Востоке. Сохранился его огромный, в тридцати томах, комментарий к Корану — “Джами’ ал-байан фи тафсир ал-Коран” (“Со-брание разъяснений в толковании Корана”). В этом комментарии ат-Табари впервые со-брал многочисленные документы, легшие в основу мусульманской экзегетики. Этот классический труд многократно использовался последующими мусульманскими учены-ми-богословами и является также ценным историческим источником.
Ибн Хузайма сказал: «Я прочел его от начала до конца, и я не знаю человека на земле бо-лее знающего чем ибн Джарир.» (Сийар алам аль Нубала, 14:273).
Такого же мнения о нём имам Ан-Навави: «У него есть известная книга по истории и тафсир, равного которому ещё никто не написал…». (Ан-Навави. Тахзиб аль-асма ва-ль-лугат. 1/78).
Джалалуддин ас-Суюти: пишет «…Тафсир имама Абу Джафара ибн Джарира ат-Табари, о котором уважаемые учёные сошлись на том, что не было написано тафсира подобного ему». (Ас-Суюти. Аль-Иткан. 4/213).
Ибн Теймия сказал: «Наиболее достоверным из тафсиров, которые используются людьми, является тафсир ибн Джарира ат Табари, потому что в нем упоминается мнение саляфов с доказанным иснадом, в нем нет нововведений, и в нем нет сообщений от сомнительных лиц» . (Маджму аль Фатава 13:358).
Он также сказал в Мугаддима фи Усуль ал Тафсир (стр. 35), относительно тафсира ибн Дажирира: «Это один из лучших и величайших тафсиров. Он основывался на мнение трех поколений муфассиров из саляфов: сахабов, табиинов и последователей табиинов. И он цитировал им мнение с иснадом. Это важная особенность книги, которая отсутствует у многих других тафсиров.
Другое сочинение ат-Табари — “Китаб ихтилаф ал-фукаха'” (“Книга различных взглядов факихов”), в четырех томах, — посвящено разбору правовых теорий различных юридиче-ских школ.
Но самым крупным произведением ат-Табари, справедливо принесшим ему мировую славу, является его историческое сочинение о всемирной истории, — “Та’рих ар-русул ва-л-мулук” (“История пророков и царей”). В этом сочинении ат-Табари излагает исто-рию от сотворения мира до современных ему событий. Он подробно рассказывает исто-рию царей и их жизнь, рождение пророков и известий об них, и о том, что случилось во время жизни каждого из них. В “Та’рих ар-русул ва-л-мулук” рассказывается о библейских патриархах, пророках, древних властителях, сасанидских царях, Мухаммаде (с) и право-верных халифах, Умавидах и Аббасидах. Начиная с хиджры, изложение приобретает ха-рактер летописи: рассказ ведется по годам хиджры и доводится до 302/915 г считается до-стоверным источником. Но очень часто в книге используются известные времени автора предания, которые считаются слабыми или ложными, но это не умоляет исторического значения самого его монументального труда. В целом, этот труд посвящён всеобщей ис-тории человечества от сотворения мира вплоть до IX века. Эта книга “Та’рих ар-русул ва-л-мулук” ценна тем, что содержит большое количество сведений об истории народов Ближнего и среднего Востока. В ней с достоверной точностью описана жизнь народов Средней Азии в VII— Х вв.
Свою монументальный труд на 30000 листах ат-Табари завершил в 914 году. До нас про-изведение дошло в сокращенной авторской обработке. Но и сокращенный вариант труда настолько велик по объему, что в полном виде даже в конце XIX века он не мог быть представлен ни в одной из европейских библиотек.
Великий ат-Табари также написал биографический словарь, в котором привел факты из жизни исторических персонажей, материалы которых он привлекал в качестве источника. Труды Табари создавались в период господства таджикско-персидской империи Самани-дов (в 900-е годы). Именно в этот период наблюдается яркий расцвет великой культуры и науки. Столица Саманидов Бухара стала также центром новоперсидского языка «Фарсии Дари» «персидского дворцового (государственного) языка и литературы. Язык “персид-ский” является официальным государственным языком в Иране, Таджикистане, Афгани-стане. Новоперсидский язык становится дополнительным основанием развития единой культурно-исторической общности таджикско-персидского народа, его государственно-сти, фундаментом сплочения всего мусульманского мира.
Так, именно при Саманидах, что является красноречивым свидетельством высокиx до-стижений мировой литературы, философии, религии, величайший персидский гений ли-тературы Фирдовси начинает работу над созданием иранского национального эпоса Шах- наме. Новоперсидский язык, разработанный Абу Ибрахим Исма’ил ибн Ахмад Самани, является важным условием развития диалога культур и цивилизаций при переложении фундаментальных трудов Табари сначала на новоперсидский, а затем на важнейшие язы-ки других народов мира – арабский, турецкий, урду, французский, английский и другие.

Дата смерти
Великий ученый и богослов ат- Табари покинул этот мир – 26 шавваля 310/16 февраля 923 г. в Багдаде. История не сохранила для потомков его образ. Но имя его на протяжении веков живет в сердце каждого мусульманина. Ат-Табири является одним из создателей одной из самых величественных цивилизаций и культур в истории человечества, которая сегодня известна всему миру под названием «исламская цивилизация».
Руководитель комитета просвещения ФМР, ХАЙРИДДИН АБДУЛЛА

Вам также могут понравиться