Исмаил Самани

Биография
Абу Ибрахим Исма’ил ибн Ахмад Самани- родился в апреле 849 г. в семье эмира Ахмада ибн Асада, потомка Саман Худо, основателя династии Саманидов. Исмаил вошел во всемирную историю добродушным и набожным мусульманином. С детства он умом и сердцем принял Ислам и одновременно боготворил историю своего народа, принадлежащего к арийской расе. Фактически арийский народ начал принимать Ислам во время правления династии Сасанидов. Но именно в эпоху правления Саманидов на смену Зороастризму в Центральную и Среднюю Азию пришел Ислам. Важнейшей догмой зороастризма является постулат: “добрые помыслы, добрые речи, добрые дела”. Этим жизненным принципом руководствовался эмир Исмаил в своей жизни. Известный ученый Низам -аль – Мульк в своей работе «Сиясатнома», говоря о достоинстве правителя Мавераннахра, написал, что у эмира” была чистая вера в Бога, и он был щедр к бедным”. Современники Исмаила рассказывали, что правитель зимой часто садился на лошадь и разъезжал по городам и селениям, чтобы узнать, как живет простой народ. Это говорит о том, что Абу Ибрахим Исма’ил ибн Ахмад Самани не господствовал, а честно и жертвенно служил своему народу.

Государство Саманидов в Центральной и Средней Азии
Эмир Бухары Исмаил ибн Ахмад был талантливым, энергичным и очень проницательным правителем. В IX – X веках территория современного Таджикистана была частью обширного и мощного государства Саманидов, которое включало в себя крупные исторические области Мавераннахр (междуречье Амударьи и Сырдарьи), а также Харасан (территорию к юго-западу от Амударьи). Столицей государства Саманидов был древнейший город Средней Азии – Бухара. Города Бухара и Самарканд в период правления Исмаила ибн Ахмада превратились в крупнейшие центры культуры, развития ремесел и торговли, науки, литературы и искусства.
В рамках государства Саманидов завершился процесс формирования таджикской нации. Главная роль в этом процессе отводится западноиранскому языку, который пришел на смену восточноевропейским языкам. В саманидскую эпоху дари (фарси) стал языком государственным. На основе западноиранского языка развивались персо-таджикская культура, наука, литература, искусство. Именно во времена правления Исмаила ибн Ахмада Бухара превратилась в один из центров ислама на Востоке. Исмаил ибн Ахмад придавал большое значение идеологии ислама. Он оставил миру и мусульманам ценное историческое наследие. Это построенные во времена его правления большие города на территории Средней Азии, такие как Бухара, Самарканд, Мерв, Афшана, Худжанд, Герат, Балх, Гисар,Тирмиз. А также ряд городов на территории современного
Ирана. Он возвел Большую соборную мечеть, специальную мечеть для приезжих, строил медресе, библиотеки, ханаки — приюты для странствующих суфиев, намазгох, эмирские бани, покровительствовал искусствам, поощрял развитие архитектуры. Основные архитектурные сооружения, сохранившиеся и до наших дней, возведены во времена расцвета таджикской науки и культуры в эпоху существования Саманидской империи. На строительство мечетей и храмов науки и искусства выделялись лучшие земли и выдавались крупные денежные средства. Искусный и мудрый правитель побуждал свой народ к знанию и грамотности. Мусульмане, следуя исламской традиции, приступили к поиску знаний по всему миру. Исмаил ибн Ахмад Самани издал указ о бесплатном обучении, создав просветительские центры в Бухаре и Самарканде.
Другую задачу, которую осуществил Эмир Исмаил Самани – это укрепление основ национального таджикского языка «фарси — дари». Мы, таджики, всегда стремились к познанию мира. И опыт этот переносили в науку, литературу, искусство. Особенно трепетно таджики относятся к своему родному языку. Тысячелетиями мы бережно хранили его, передавая из поколения в поколение, подобно реликвии, не искажая и не привнося ничего чужеземного. Арабские завоеватели практически уничтожили оригинальный язык таджиков — фарси — дари. Однако благодаря Исмаилу Самани таджикам удалось вернуть языку первозданность и былое великолепие. Изначально язык называли “порси”. Великий Эмир Исмаил Самани приказал очистить “порси” от уличного жаргона, арабских диалектов, которые ничего не имеют общего с языком литературным, и назвал таджикский литературный язык «фарсии — дари» (государственный персидский язык). Благодаря Исмаилу Самани от Хурасан до Ирана персоязычный народ стал писать, читать, разговаривать на литературном языке “фарси-дари”. В настоящим время “фарси — дари” – государственный язык в Таджикистане, Афганистане и Иране. Отличительная особенность персидского языка от многих языков современного мира заключается в том, что «фарси-дари» сохранил свою первозданность. На сегодняшний день «персидский дари» остался в чистом виде только среди таджиков: сегодня персоязычные народы Ирана, Афганистана признают, что таджикский язык, «фарси – дари» хранит чистоту языка наших общих предков (“Арици”). Современные иранцы на 30% используют в своей речи арабский и турецкий языки. Жители Афганистана в разговорной речи до 15% употребляют поштунский язык. А жители Самарканда и Бухары в разговорной речи смешивают свой родной язык с турецким, узбекским языком до 25%. И только жители Таджикистана, разговаривая на языке «фарси-дари», используют язык в чистом древнем виде. Персоязычными народами считаются жители Ирана, Таджикистана, Афганистана, Бухары и Самарканда. Другой глобальный проект, осуществленный во времена правления династии империи Саманидов, — это привлечение ученых, людей науки и искусства ко двору. Двери дворца Эмира всегда были открыты для гостей, рассказывающих о новостях развития мировой культуры. При дворе Исмаила Самани были собраны лучшие ученые, писатели, философы, поэты, астрономы, живописцы, алхимики. Имена таких самородков как Ибн-Сино, Абу- Райхан, Беруни, Ал-Хорезми, Имам Термези, Фараби, Рудаки, Фирдоуси, Саади, Омара Хайяма сегодня известны всему миру. А ведь они жили и творили на территории столицы таджикской империи Саманидов, и дала жизнь эти гениям таджикская земля. Поэтому с большим почтением и уважением таджики должны относиться к древней исторической эпохе правления династии Саманидов, времени, когда сформировалась таджикская нация с общим языком, территорией и культурой.

Таджикистан — наследник государства Саманидов, а сами таджики-прямые потомки арийцев.
История говорит о том, что таджики – очень древняя нация. Следовательно, культура таджикского народа по-настоящему самобытна и уходит корнями в глубокую древность. Таджики сумели сохранить традиции и обычаи своего народа, на которых, в свою очередь, и построена вся культурная жизнь нации. Таджики обитали в Центральной Азии в те времена, когда
большинство современных наций не существовало. Таджикистан — единственный прямой наследник государства Саманидов, а свидетельством тому служат памятник Эмира Самани, воздвигнутый в столице, и государственный денежный знак — «сомони». Таджики являются прямыми наследниками мудрых и благородных арийцев, сведения о которых содержатся в «Авесте» — собрании религиозных текстов зороастрийцев, древнейшие части которой относятся к 1-ой половине Первого тысячелетия до нашей эры. Предки современных таджиков, бактрийцы и согдийцы, были основным населением древнейших государств Средней Азии — Бактрии и Согда. Бактрия включала центральную, южную и восточные части современного Таджикистана (к югу и юго-востоку от Гиссарского хребта), а Согд — бассейн Зеравшана Кашкадарьи и области, лежавшие севернее Гиссарского хребта. Предками таджиков являются и древние жители Ферганской долины (области Давань), а также племена саков, обитавших на Памире, Тянь-Шане, по Сырдарье. Имя “таджик” и название “Иран” появились почти в одно время. Это произошло в период правления династии Сомонидов (персы до этого называли себя “персами”, таджики — согдийцами, бактрийцами, хоразмийцами). Персы и есть таджики. Таджики — это название нации, синоним “Арийцы”. Персы — это название народа “Арицы”. Наречение согдийцев, бактрийцев, хоразмийцев именем “таджик” принадлежит Эмиру Самани с целью объединить арийские народы. “Таджик”— это значит носитель “короны”.

Дата смерти
В ноябре 907 года, после продолжительной болезни, великий и справедливый Исмаил Самани покинул этот мир, обретя жизнь вечную. Но любовь к Эмиру продолжает жить в сердцах мусульман всего исламского мира. (Книга правительства или, Правила для королей-Сияр аль мулк, или Сиясат нама Низама аль Мульк). После смерти Исмаила Самани очередным эмиром стал его сын.
Мавзолей Исмаила Самани находится в парке Саманидов в Бухаре. Он считается одним из самых элегантных памятников Центральной Азии. Несмотря на нашествия тюркоязычных племен и попытки уничтожить фамильную усыпальницу Саманидов, Аллах хранил символ исламской культуры. Враги разрушали возведенные эмиром города: Бухару, Самарканд, Марв, Харезм, жгли библиотеки, но народ всегда отстаивал Мавзолей. В настоящее время фамильная усыпальница Саманидов является местом паломничества персоязычных народов всего мира. Правительство Таджикистана в рамках торжеств, посвященных 1100-летию со времени основания государства Саманидов, переименовало пик Коммунизма в пик Исмаила Самани, основателя и первого правителя государства Саманидов. А в центре города Душанбе сегодня высится памятник Исмаилу Самани – основателю таджикской нации. Своими благородными и богоугодными деяниями Исмаил ибн Ахмад Самани придавал и придает таджикскому обществу высокий моральный дух и единство, которые служили и служат для таджикского народа источником созидательной энергии.

Руководитель комитета просвещения ФМР, Хайриддин Абдулла

Вам также могут понравиться