Какой должна быть нравственность мусульманина?

Какой должна быть нравственность мусульманина?
Нравственность – это норма поведения человека, его моральные качества, поступки, внутренняя духовная жизнь. Мусульманин проявляет жалость и милосердие по отношению к сироте, обездоленному и слабому.
Мусульманин жалеет малого и уважает старого. Приходя куда-либо, мусульманин приветствует людей и желает всем мира и милости Аллаха. Уходя, мусульманин также желает всем мира и милости Аллаха.
Мусульманин прощает тех, кто обижает его, и поддерживает связь с теми, кто порывает связь с ним.
Мусульманин дает тем, кто отказывает ему в нужде, и снисходительно относится к людям, которые причиняют ему зло.
Мусульманин никому не завидует, и воздает хвалу Аллаху Всевышнему даже в нужде. Разбогатев, мусульманин не превозносится и сочувствует бедным.
С самого раннего детства мусульманин является воспитанным и послушным ребенком. Он растет, повинуясь Аллаху Всевышнему и Его Посланнику (мир ему). Мусульманин начинает и заканчивает свой день хвалой Аллаху. Мусульманин не засыпает ночью, пока не попросит у Аллаха Всевышнего прощения за свои грехи. Мусульманин, когда закрывает глаза перед сном, в его сердце нет никакой ненависти или неприязни по отношению к кому-то бы ни было.
Женившись, мусульманин становится для своей жены прекрасным мужем, исполненный любви, жалости, сочувствия, верности и благочестия.
Мусульманин всегда добр и милостив в отношении к своим детям, а Рай по его глубокому убеждению находится под ногами матерей.
Мусульманин является праведным и полезным членом своего общества, от которого исходит общее благо: он никому не угрожает и внушает доверие сердцам. Мусульманин каждым своим поступком стремится принести благо своему обществу, благодаря чему у людей появляется надежда, и среди них воцаряется спокойствие и стабильность.

Адаб
Слово “адаб” арабского происхождения и означает: воспитанность, учтивость, нравственность. Адаб в Исламе имеет большую ценность и значимость. Одна из основных целей Ислама воспитание высоконравственного человека.
Аллах Всевышний, создавая людей, наделил их различными качествами. Одни качества подобны тем, которые имеют Ангелы – разум, рассудительность и знание. Другие качества, которые свойственны земному, животному миру – физическая сила, способность к деторождению, потребность в еде. Таким образом, человек есть сочетание духовных качеств Ангела и природных инстинктов животного. И если эти животные инстинкты контролируются разумом и сознанием, то человек схож с Ангелом. Если же человек уподобляется животному и свои жизненные потребности доводит до абсурда, превращая инстинкт размножения в похоть, а потребность в еде в обжорство, то он становится хуже животного. В Исламе такие крайности в поведении человека носят название “нафс” – страсть. Люди делятся на две категории: на тех, кто имеет нравственность и тех, у кого эта нравственность отсутствует.

Нравственность
Нравственность – это норма поведения человека, его моральные качества, поступки, внутренняя духовная жизнь. Нравственность может быть врожденным качеством. Но в течение всей жизни человек должен обогащать свои знания путем постоянного постижения этики и морали Пророка Мухаммада, мир ему, изучая его биографию. Пророк Мухаммад, мир ему, был избран Аллахом, чтобы указать людям Истинный Путь и быть для них примером. Аллах в Коране говорит: «Ва иннака лаъаля хулюкин азым» («О, Мухаммад, воистину, ты обладатель высокой нравственности»).
Когда жену пророка Айшу (р) спросили про нравственность пророка Мухаммада (мир ему), она ответила: “Его нравственность – Коран”. Это означает, что описание идеала высокой нравственности, содержащееся в Священном Коране, позволяет уяснить нравственное величие Пророка.
В одном из хадисов пророк Мухаммад, мир ему, сказал: “Я послан, чтобы усовершенствовать благородную нравственность достойной культурой”. Мусульманин оценивается по его нравственному облику. Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: “Самый любимый мной и самый приближенный мне в Судный День тот, кто обладает высокой нравственностью”.
Как совершение ибадата является обязанностью, так и соблюдение законов нравственности является повелением Аллаха. В сущности, целью Ислама является отдаление людей от плохих деяний и воспитание в них высокой нравственности.

Безнравственность
У Бога взыскуем помощи в учтивости, неучтивый лишен Господней милости. Неучтивый не себя лишь ввергнул во зло, но и по всем окаемам горизонтам от него полыхнуло огнем. Нисходила трапеза с небес без купли продажи и без словес. Джалал ад-Дин Руми.
Безнравственность также бывает врожденной. Одни дети рождаются спокойными, послушными, добрыми, щедрыми. Другие крикливыми, капризными, жадными, жестокими. Родители должны вовремя обратить на это внимание и начать воспитывать ребенка по Корану. В течение всей жизни человек должен совершенствоваться путем самоконтроля, путем приобретения знаний, овладевая этикой, эстетикой и культурой в целом.
Нравственность воспитывается путем общения с людьми благородными. В народе не случайно говорится: “Плохой пример заразителен”. Поэтому, если человек не устойчив в своих взглядах на мораль, необходимо ограничить его общение с людьми, лишенными морально-нравственных качеств. Каждый разумный человек должен трудиться с целью овладения духовной культурой и выработкой совершенных черт характера. Только великим трудом по искоренению своих недостатков можно заслужить почтение. Нельзя для своего возвышения использовать имя, славу, известность своих предков. Это безнравственно. А человек, лишенный нравственности и культуры, даже если в его роду есть знаменитые предки, не должен быть почитаем.
Поэтому одной из главных задач родителей является воспитание своего ребенка. Если родители воспитают в ребенке такие качества как прилежность, трудолюбие, стремление к знанию и научат его хорошим манерам, то из такого ребенка вырастет высоконравственный человек, угодный Аллаху.
Если же воспитание будет отсутствовать, и душа ребенка будет осквернена черным пятном плохого характера, то трудно будет ему встать на путь нравственности, которая предполагает доброту и человеколюбие.
Как мы лечим различными лекарствами свое тело, чтобы избавиться от болезни, так мы должны очищать и нашу душу, облагораживая ее, избавляясь от дурных мыслей, желаний, стремлений. Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: “Совершенствуйте Вашу нравственность”. Этот хадис доказывает то, что свойства личности могут меняться.
Поэтому так важна атмосфера нравственности в окружающем нас информационном пространстве. Важно – какую музыку мы слушаем, какие фильмы смотрим. Также важна эстетика нашей одежды, которая не должна входить в противоречие с нашей этикой, в основе которой морально-нравственные традиции, заложенные в Священном Коране.
Есть родители, позволяющие детям смотреть телевизионные передачи, в которых в извращенной форме показываются отношения между мужчиной и женщиной. В результате родители становятся соучастниками нравственной гибели молодого поколения и способствуют совращению детей с Истинного Пути, указанного в Священном Коране.

Руководитель комитета просвещения ФМР Хайриддини Абдулло.

Вам также могут понравиться