Шариатские фетвы о разных темах

Вопрос: Может ли женщина требовать у мужа развод?  

Ответ: Ислам действительно предоставляет возможность развода в качестве выхода из ситуации, когда брак становится невыносимым, но при этом к разводу следует подходить очень осторожно, ведь это худший и наиболее презренный из дозволенных вариантов.  

«Для Всевышнего самое презренное из дозволенного – это развод». (Абу Дауд, № 2178) 

Поэтому, еще перед тем, как даже думать о разводе, супружеской паре следует предпринять значительные усилия по восстановлению отношений и разрешению брачных проблем. И лишь когда брак заходит в полный тупик без всякого будущего, следует рассмотреть возможность развода. Поскольку муж не обеспечивает вас, у вас есть уважительные причины для просьбы о разводе, но при этом сначала нужно все-таки постараться решить проблему без такой крайней меры. Свяжитесь с мужем и спросите: каково сейчас его положение? серьезно ли он настроен по отношению к браку? собирается ли обеспечивать вас и ребенка? Если он готов исправить существующие проблемы в браке, постарайтесь спасти брак и воссоединиться с мужем, предоставив ему ультимативный срок (скажем, один–два месяца). Также попросите родителей или кого-то из старших родственников помочь в разрешении проблем. Если после всех попыток он так и не захочет исправить положение и не выполнит условия вашего ультиматума, тогда вы можете попросить о разводе для завершения брака.  

Вопрос: Если мусульманин нарушает какие-то законы не мусульманского государства (в котором живет или куда приезжает), к примеру, нарушает правила уличного движения (к примеру, езда на красный свет) будет ли это грехом? Мне сказали, что, когда мы получаем визу (на право въезда в другое государство) или имеем документы своей страны, мы как бы заключаем договор и должны соблюдать ее законы (если они, конечно, не противоречат шариату). 

Ответ:Правила дорожного движения или иные административные законы страны создаются с целью безопасности людей, пользующихся дорогами и транспортом. Согласно шариату, мы должны заботиться о безопасности других людейОбратите внимание на следующий хадис: Амар ибн Яхья аль-Мазини передает от своего отца, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нельзя причинять вред (другому) или допускать, чтобы (тебе) был причинен вред». (Муватта имама Малика, 2758)  

Человек, находящийся на территории какого-то государства (даже не мусульманского) должен подчиняться его законам, которые не противоречат шариату.  

Когда человек получает вид на жительство (постоянный или временный) или иные документы в государстве, он как бы обязуется соблюдать законы этой страны. Шариат предписывает нам соблюдать наши договоры – нарушение договоров противоречит тем качествам, которые должен иметь честный мусульманин. 

Рассмотрим следующий хадис: «Мусульманин обязан слушать и повиноваться (приказам своего правителя) в любых вещах, нравятся ему они или не нравятся, пока он не приказывает совершить грех. Если он приказывает ослушаться Аллаха, его нельзя слушать и повиноваться ему». (Муслим, 1839)  

Если человек нарушает правила общественной безопасности страны (как законы дорожного движения), он является виновным в небрежности, если же он нарушает иные законы, он также будет виновен в совершении греха. 

Вопрос: Утром до восхода остается 5-10 минут, дома есть вода, но нет времени, чтобы ее согреть. Можно ли совершить таяммум? 

Ответ: Основное правило в данном вопросе таково: если намаз, который вы пропустите, позже нельзя восполнить или заменить его другим намазом, то тогда разрешается совершение таяммума. Например, если будет пропущен заупокойный намаз, то его нельзя восполнить или возместить каким-либо другим намазом. Из этого следует вывод, что если человек спешит на этот намаз, то ему допускается совершить таяммум. Такая же ситуация с праздничным намазом. Если же человек пропускает пятничный намаз, то совершает вместо него обычный обеденный намаз. Если будет пропущен один из обычных намазов, то его можно восполнить. Поэтому, если есть вода, совершать таяммум, только из страха пропустить намаз, недозволительно. 

Вопрос: Десять лет назад у меня был никах. Мы прожили с моей бывшей женой 2,5 месяца. Но из-за психологических проблем у нее произошел конфликт со мной. А конкретно: она просила ее отпустить по причине того, что она, как она сказала, не может приспособиться. И, несмотря на все мои возражения, она против моей воли ушла из дома. Я вынужденно произнес слово «таляг» три раза, поскольку не знал, увижу ли я ее еще когда-то. Идду она выжидать не хотела. Вопрос: считается ли действительным мой развод, или, может, мой брак еще в силе, поскольку срок идда не был соблюден? При этом мы уже знали, что она забеременела. И второй вопрос: может ли такой брак быть восстановлен, если супруги через много лет помирились и хотят вновь пожениться?  

Ответ: Судя по предоставленной вами информации, все три развода были действительны и вступили в силу. В результате они привели к безотзывному прекращению вашего брака с бывшей супругой, и вы стали харамом друг для друга. 

То, что она не соблюдала идду, никак не влияет на действительность развода. Разводы вступили в силу независимо от того, соблюдала она идду или нет. Ее идда началась с того момента, когда вы дали ей развод, и закончилась с рождением ребенка. Если она не соблюдала нормы идды, на ней лежит ответственность за этот грех, в котором ей следует раскаяться и попросить прощения у Аллаха. 

Вам нельзя воссоединяться в браке, если она не выходила после вас замуж за другого человека, разведясь впоследствии и с ним.  

Аллах говорит в Коране: «Далее, если он разведется с ней (в третий раз), она более не будет ему дозволена, если только не выйдет замуж за другого. Если и тот разведется с ней, то не будет греха на них вернуться друг к другу, если полагают, что будут соблюдать рамки, установленные Аллахом. Таковы рамки, установленные Аллахом. Он разъясняет их тем, кто знает (что лишь Аллах может устанавливать эти рамки)». (Коран, 2:230)  

Сколько бы лет ни прошло с момента развода, вы можете заново вступить с ней в брак лишь в том случае, если она вышла замуж за другого после того, как оказалась вновь разведенной. 

Вопрос: Как должна выглядеть мусульманка, находясь дома?

Ответ: В доме верующих людей царит особая духовная атмосфера, в которой каждый из членов семьи находит покой. Поэтому все члены семьи должны стараться беречь и сохранять эту духовную атмосферу. Невнимательность к домашней одежде и излишняя нагота нарушают эту духовную атмосферу. Особенно внимательным нужно быть, если в доме есть дети. Так как соблюдение матерью определенных норм в одежде играет важную роль в умственном и духовном развитии детей. Даже если в доме нет никаких других людей, там присутствуют ангелы. Но, что еще более важно, необходимо всегда помнить о том, что нас видит Аллах, которого мы должны стесняться больше всего. Да, наряду с тем, что женщина дома должна делать все необходимое, чтобы выглядеть привлекательно для своего мужа, следует избегать излишней обнаженности, которая могла бы привести к утрате чувства стыда. Чувство стыда перед Аллахом, ангелами и людьми – это большое достоинство и благодетель. Очень важным является то положение матери, которое она занимает в глазах ребенка.  

Привлекательной женщина должна быть для своего мужа. Если дома женщина постоянно ходит излишне открытой и обнаженной, то спустя какое-то время она утратит свою привлекательность в глазах мужа. Поэтому можно сказать, что для того, чтобы выглядеть привлекательной в глазах мужа, женщине следует не столько обнажаться, сколько красиво и со вкусом одеваться. Одежда женщины должна создавать атмосферу тайны, так как тайна возбуждает любопытство, а любопытство в свою очередь увеличивает привлекательность. Так же в этом вопросе следует принимать во внимание тот факт, что сегодня дома строятся очень близко друг к другу, и каждое окно может стать местом наблюдения. Да, современные условия жизни создают множество ситуаций, которые не соответствуют принципам махрамиййата. И каждая женщина обязана принимать во внимание все эти моменты. В риваяте, переданном от Абдуллаха ибн Аббаса сообщается, что мать правоверных Умму Саляма (радыйаллаху анха) даже находясь дома, не снимала с себя верхней одежды (Ибн Асир, Джамиуль-Усуль, 10/647).  

Кроме всего прочего, у данного вопроса есть так же сторона, связанная с привычкой. Женщина, привыкшая дома носить одежду с глубоким декольте, может в силу привычки испытывать определенные трудности с тем, чтобы закрываться на людях. И даже не желая того, она может допускать некоторые ошибки в одежде. Чтобы избежать подобного, даже находясь дома, женщинам следует быть внимательными к одежде, отдавая предпочтение пути богобоязненности. Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сказать, что у себя дома женщина может ходить с открытой головой, шеей, руками и открытыми ногами. Однако если женщина будет более внимательна к домашней одежде, то это больше будет соответствовать богобоязненности. Так как хождение по дому полностью обнаженной или обнажив часть тела от пупка до колен доставляет страдание ангелам.  

Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Остерегайтесь сидеть полностью обнаженными, так как рядом с вами постоянно присутствуют ангелы, за исключением тех моментов, когда вы посещаете туалет или вступаете в интимную близость» (ТирмизиАдаб, 42).  

В другом риваяте сообщается, что один из сподвижников спросил: «Должны ли мы избегать наготы, когда находимся одни дома?». На что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Аллах более чем люди достоин того, чтобы стесняться Его» (ТирмизиАдаб, 22). 

Вопрос: Можно ли ходить друг к другу в гости на обед без предупреждений и приглашений? 

Ответ: Это зависит от отношений между данными людьми. Если человек, к которому идут, не считает назойливостью приход к нему без приглашения или без предупреждений (как обычно бывает в случае близких родственников и друзей), то ничего плохого в этом нет, хотя все же рекомендуется и является частью этикета заранее проинформировать хозяина о своем приходе. Если же столь близких отношений между людьми нет, и приход без предупреждения или без приглашения доставляет хозяину неудобства, то это является грехом, так делать запрещено. В хадисе говорится, что настоящий мусульманин – тот, кто не доставляет другим неудобств. (Тирмизи) 

Руководитель комитета просвещения «Федерация мигрантов России», 

 Хайриддин Абдулла. 

Вам также могут понравиться