Права детей мигрантов

В последние годы в миграционных процессах появились новые тенденции. В Россию потянулись семьями. Семейная миграция ставит перед законодателем новые вопросы. Один из них касается правовых условий пребывания в Российской Федерации детей мигрантов. Права детей неотъемлемый и безусловный атрибут, и положение временных пребывающих в стране детей иностранцев требует законодательного закрепления.
Многонациональная среда в школах положительно влияет на учебные показатели как приезжих, так и коренных граждан. Кроме того, она способствует формированию здоровых межнациональных отношений в социальной среде.
Права и проблемы, касающиеся детей иностранцев, – это истечение 90-дневного срока временной регистрации. Для детей возможность продления срока пребывания законом не предусмотрена. Права детей явно ущемлены. Противоречия в законодательстве лишают детей иностранцев, не имеющих легального статуса в Российской Федерации, прав на образование, здравоохранение и социальную поддержку.
Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения. В соответствии с действующим законодательством непрерывно учиться в школе могут те дети-иностранцы, которые имеют вид на жительство или разрешение на временное пребывание в Российской Федерации, а также дети высококвалифицированных специалистов. Остальные должны через каждые 90 суток подтверждать свой легальный статус, то есть родителям необходимо раз в три месяца вывозить своего ребенка из России, что, разумеется, сделать мигрантам физически и материально просто невозможно.
Каждый ребенок имеет право на образование, но если подходить со стороны закона, то установлено, что правами наделяются граждане, которые находятся на территории Российской Федерации легально. Получается, что права и ответственность за поступки взрослых перекладываются на детей. Не оформили родители разрешительные документы или патент, не выехали вовремя из России – ребенку не место в российских школах. Такое положение не соответствует конвенции о правах ребенка, согласно которой государство обязуется обеспечить всем детям, не зависимо от их статуса или статуса их родителей, права на образование, здравоохранение и защиту от дискриминации. Международный договор, согласно Конституции Российской Федерации, имеет приоритет над федеральным законодательством.
В любом случае ребенку лучше предоставить возможность учиться, чем лишать его такой возможности. Ведь школа не только дает образование и воспитывает, она представляет собой уникальный механизм адаптации и интеграции юного гражданина, в частности иностранного, в обществе. Кроме того, школа – единственный социальный институт, которому мигранты доверяют.

В конце 2018 года в Казани обсудили проблемы обучения детей мигрантов в российских школах.
Как обучать ребёнка по школьным стандартам, если он недавно приехал с семьёй в Россию и не говорит по-русски? Как снять стресс, который испытывает ребёнок, оказавшийся в другой стране и другой языковой среде? Это и многое другое обсудили на встрече в Казанском федеральном университете (КФУ) педагоги, эксперты и представители властей разного уровня.
Для Казани проблема образования детей мигрантов стоит очень остро. В Татарстан активно едут из многих бывших республик Советского Союза, в основном среднеазиатских. По информации, озвученной на форуме, в школах, расположенных поблизости от рынков Казани, обучается до тридцати процентов детей мигрантов — в народе их называют «мигрантскими». По словам заместителя директора по национальному образованию школы № 51 Любови Капитановой, в школы Казани едут из тех стран СНГ, где в данный момент кризис или другое бедствие.
По словам заместителя директора русско-татарской школы № 13 Марины Андреевской, работая с новым учеником, который не понимает или плохо понимает русский язык, в школе прибегают к помощи других учеников той же национальности, что и новичок. Они объясняют ему правила, создают доброжелательную обстановку, которая позволяет новичку взяться за учёбу. В адаптации учеников помогают школьные праздники, которые проводят педагоги. На них ученики имеют возможность прочитать стихотворение или спеть песню на своём языке.
Участники встречи согласились с тем, что возраст ребёнка чрезвычайно важен для обучения и социализации. Чем старше ребёнок, тем ему сложнее овладеть русским языком и адаптироваться. Например, первоклассникам на адаптацию нужен всего год.
Сотрудники и студенты КФУ уже два года проводят исследования в рамках программы «Миграционная педагогика». Опросы, беседы и социологические исследования показали, что трудовая миграция постепенно меняется на семейную. Мигранты едут в Россию не только на заработки, но и заинтересованы в том, чтобы их дети поступали в российские учебные заведения, адаптировались, сделали карьеру и остались жить в России.
Также на встрече была затронута важная тема социализации взрослых мигрантов. Участники рассказали о случаях, когда мигранты начинали изучать русский язык и вовлекаться в жизнь общества под влиянием детей-школьников.

Подробнее: https://russkiymir.ru/news/250121/

Вам также могут понравиться